Подобрать два однокоренных слова задание. Родственные слова (практический материал) картотека по логопедии (2 класс) на тему


Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке русского языка во 2 классе Тема «Однокоренные слова. Корень слова».

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание № 1

Цель: умение находить корень слова

Определи правильную последовательность своих действий при нахождении корня слов. Расставь числа 1, 2, 3, 4.

Чтобы не ошибиться в нахождении корня слова, нужно :

Выделить корень слова знаком.

Сравнить родственные слова и выделить их общую часть (корень).

Подобрать к слову родственные (однокоренные) слова.

___________________________________

Выполнение:

ч исла расставлены следующим образом: 3,4,2,1 (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

Этап урока: Применение нового знания Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание № 2

Цель: умение находить однокоренные слова

Вычеркни из каждого ряда «лишнее» слово.

    Рябина, рябинка, рябой, рябиновый.

    Белка, беленький, белить, побелка.

    Крылья, крылатый, окрылить, крытый.

    Лось, лоскут, лосиный, лосёнок.

    Горный, горка, городок, гора.

Выполнение:

Вычеркнуты следующие слова: рябой, белка, крытый, лоскут, городок (2 балла)

допущена 1-2 ошибки (1 балл)

допущено 3 и более ошибок (0 баллов)

Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке окружающего мира во 2 классе Тема «Красная книга».

Этап урока: Применение нового знания . Диагностика достижения планируемых результатов. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (ответы в конце тетради).

Задания № 81-84 учебного пособия А.Плешакова, Н.Н.Гара «Окружающий мир. Тесты 2 класс»

Цель: умение распознавать растения и животных занесенных в Красную Книгу по их описанию и внешнему виду.

В каждом задании выбери правильный ответ и отметь его (закрась кружок).

81. Какое из этих растений внесено в Красную книгу России?

82. О каком растении рассказано?

Это ценнейшее лекарственное растение. Интересно, что его корень по форме напоминает человеческую фигуру.

А Лотос Б Женьшень В Венерин башмачок

83. Узнай животное по описанию.

Это крупный зверь тяжёлого сложения. Длина его тела достигает трёх метров, а высота – двух метров.

А Дровосек реликтовый Б Стерх В Зубр

84. Какое из этих животных внесено в Красную книгу России?

оРоссии?

Правильные ответы:

81 – В

82 – Б

83 – В

84 – А

Выполнение:

Все ответы верны (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

допущено 2 и более ошибок (0 баллов)

Предварительный просмотр:

Карточка №3

Чтобы выделить в слове корень, нужно ______________________

________________________________________________________________________.

Упражнение №1. Какое слово – «лишнее»?

а) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

б) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

в) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

г) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

д) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

е) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

ж) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

Упражнение №2.Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Упражнение №3. Верно ли, что… Напиши ДА или НЕТ после высказывания.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными? _____________
  2. Корень – общая часть родственных слов?_______________
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________

Упражнение №5. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Упражнение №6. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов.

1. Корень -лет-(-лёт-):_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Корень -бег- (-беж-):______________________________________________________

Как отличить форму слова от однокоренного слова? Упражнение №1. Заполни таблицу признаками

Упражнение №2. Допиши ряд слов, сделай вывод ниже:

1. Поле, полями, на поле, ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Теплый, теплица, теплеет, _________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3. Горный, горочка, горняк, __________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. В море, по морю, за морями, _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод : слова в строках 1 и 4 – это _________________________, а слова в строках 2 и 3 – это ___________________________________.

Упражнение №3. Отгадай кроссворд:

По горизонтали:
2. Лиственное дерево с белой корой.
3. Роща или лес, состоящий из одних берёз.
4. Молодая берёза.
5. Сладковатый напиток, образованный из собранного весной берёзового сока.
6. Съедобный гриб с бурой шляпкой, растущий в берёзовых лесах.

По вертикали:
1. Слово с уменьшительно-ласкательным значением, образованное от слова «берёза».
3. Родственное слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное) и отвечающее на вопрос «какой?»

(подсказки: подберёзовик, берёзовица, берёзка, березняк, берёза, берёзонька, берёзовый )


Конспект урока русского языка в 5 классе школы VIII вида

Тема: «Повторение пройденного. Подбор родственных слов».

Цель: закрепление умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), формирование умения правильно подбирать родственные слова для обогащения речи учащихся и повышения их орфографической грамотности (через повышение продуктивности проверки учащимися орфограмм в корне слова).

Закрепить умение находить однокоренные слова в предложении, выделять общую часть родственных слов, научить правильно подбирать родственные слова, различать родственные слова и разные формы одного и того же слова, дать представление об омонимичных корнях;

Развивать операцию сравнения, орфографическую зоркость;

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: индивидуальные таблицы оценивания работы на уроке, пословица на доске (Ум да разум надоумят сразу), предложения и слова на доске (1.Я потерял ключ от дома. 2.В овраге бьёт ключ из-под земли. 3.Ключевая вода очень полезна. Ключи, клюв, родник, ключик, включить), деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, мяч, корни -ход-, -бег- на закрытой доске, дифференцированные по объёму карточки с заданиями, слова для проверки задания 1 с карточки на закрытой доске (мороз, водитель, гусеница, печень, лисичка), карточки с домашним заданием.

Ход урока:

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать. (Выдача таблиц оценивания, подписывание числа в тетрадях).

2.Минутка чистописания .

Запись на доске:

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся .

Найдите в этой пословице однокоренные слова и выделите в них корень.

Взаимообмен тетрадями и таблицами, 1 человек выходит к доске и выделяет корни. Обсуждение классом, выводы: - Как вы определили, что эти слова являются однокоренными? (Они близки по смыслу и имеют одинаковую часть - корень). Как по-другому называются однокоренные слова?

Учитель озвучивает критерии оценивания:

1 балл в первую графу таблицы (Качество чистописания) - пословица списана аккуратно, без помарок и зачёркиваний, 0 б. - списано грязно или допущена хотя бы одна ошибка.

1 балл во вторую графу (Умение находить однокоренные слова в предложении) - найдено 2 или 3 слова с корнем -ум-; 0 б. -однокоренные слова найдены ошибочно или вообще не найдены; слова найдены, но корень выделен неверно.

Оценивают друг друга, обратный обмен.

4.Мотивация учебной деятельности .

Чтение учащимися предложений на доске:

а)Я потерял ключ от дома.

б)В овраге бьёт ключ из-под земли.

в)Ключевая вода очень полезна.

Назовите слова, имеющие одинаковый корень. Назовите этот корень. (Выделить корень на доске).

А теперь подумайте и скажите, в каком предложении слово «ключ» не является родственным по отношению к остальным двум словам? (- В первом предложении). Почему вы так считаете? (- Это слово отличается по значению от остальных). - Можно вычеркнуть предложение на доске.

Прочитайте слова под предложениями. (Ключи, клюв, родник, ключик, включить). Какие из них не являются родственными к словам «ключ» и «ключевая» и почему? (По очереди называют лишние слова, объясняют, вычёркивают). Запишите в тетрадь только родственные слова, выделите корень (ключ, ключевая, ключик).

Как выяснилось, не так-то легко бывает отличить чужака от родственника. Сегодня на уроке вы будете учиться сами правильно подбирать родственные слова. Для чего это нужно уметь делать?

Для того, чтобы правильно писать слова с орфограммами в корне (только изменением формы слова не всегда можно проверить сомнительную букву, например: ложка - ложки - ложечка); для того, чтобы грамотно говорить (например, нельзя сказать «листовое дерево», нужно говорить «лиственное»); наконец, для того, чтобы сделать свою речь более выразительной (не просто кот, а котище; не дом, а домишко).

5.Применение знаний и умений учащихся в новой ситуации .

Работа в группах: учащиеся делятся на группы (по возможности, равные), каждой группе выдаётся бумажный ствол дерева с записанным на нём словом и листья с возможными вариантами однокоренных слов. Дети должны, совместно приняв решение, отсеять лишние «листья», а слова, являющиеся однокоренными написанному на стволе слову, приставить к стволу так, чтобы получилось дерево.

Эталон выполнения задания:

Ствол 1: ворон. Листья: вороний, проворонил, ворона, воронёнок, вороной. Лишние листья: вор, воробей.

Ствол 2: рыба. Листья: рыбак, рыбёшка, рыбный, рыбка, рыбалка. Лишние листья: рыбу, работа.

Тематическая физминутка : встают, придумывают и называют слова с корнями, записанными на закрытой доске (-ход-, -бег-), передавая друг другу мяч по цепочке.

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся .

Выдача дифференцированных по объёму карточек с заданиями.

1)Инструктаж по выполнению задания 1: Записать ряды родственных слов, исключив в каждой строке одно лишнее слово.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка задания: демонстрирую слова на закрытой доске (- Проверьте, этих слов не должно быть в вашей тетради). Критерии самооценивания в таблице (столбец 3- Умение находить лишнее слово в ряду однокоренных): 1 б. - нет ошибок или 1-2 ошибки; 0 б. - не меньше 3ёх ошибок.

2)Инструктаж по выполнению задания 2: В каждое предложение нужно вставить подходящее по смыслу слово, являющееся родственным для подчёркнутого слова.

Работают самостоятельно, после завершения работы комментируют предложения вслух по очереди, оценивают себя в таблице по критериям предыдущего задания (столбец 4 - Умение подбирать родственные слова).

7.Подведение итогов урока .

Чему мы учились на уроке? Как правильно подобрать к слову родственные слова? Зачем мы этому учились?

Рефлексия: самостоятельно оценивают аккуратность своей работы в тетради в последней графе таблицы, озвучивают оценки за урок.

8.Домашнее задание : выдача карточек, инструктаж, запись задания в дневники.

И н с т р у к т а ж:

Чтение слов на карточке: Гора, горы, холм, пригорок, городок, горный, горит.

Было задание подобрать к подчёркнутому слову родственные. Вы должны проверить, правильно ли выполнено это задание и исключить все лишние слова, записав только ряд родственных слов.

*Возможные дополнительные задания:

1)Отгадывают загадки, по очереди придумывают родственные слова к слову-отгадке.

а) Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной -…..(медведь).

б) На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

в)Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (Кошка)

г)Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ль слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов) .

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» . Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс» , 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз» , 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.

Из опыта работы учителя русского языка

Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида. Описание материала. Материал будет полезен учителям начальных классов, учителям русского языка коррекционных школ как на уроках, так и на коррекционных занятиях. Предложенные упражнения способствуют формированию умений и навыков по предложенной теме, обеспечивают более качественное усвоение материала.
Упражнения и задания для работы по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (В.А. Синицын)
1. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:
Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.
2. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
3. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь
4. Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.
Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.
5. Со словами грибной, гриб, грибники составь и запиши предложения. В предложении должно быль название деревни и имя мальчика.
6. Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.

В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
7. Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе- ___________________________
Мастер по приготовлению пищи - _______________________________
Большая ложка для разливания супа - ____________________________
8. Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словах выдели корень.
Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь - __________________________________
Сделать запись - ___________________________________
9. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.
(Птица) - ___________________________________ перо.
(Волк) - ____________________________________ нора.
(Корова) - __________________________________ молоко.
(Медведь) - _________________________________ берлога.
10. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит. (осина)
11. Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренные слова.
Часть суток от вечера до утра - … (ночь)
У машины мотор, у человека - …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека - ….. (одежда)
12. Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.
13. Подумай и запиши слова, состоящие только из корня.
14. Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.

В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Выдели корень в однокоренных словах.






2024 © vadimavva.ru.