В.Астафьев "Конь с розовой гривой" презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Презентация к практическому уроку по литературе "Особенности языка в рассказе В.П
«Все мы родом из детства…»
Антуан де-Сент Экзюпери
Родина писателя…
Река Енисей
Село Овсянка
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В. П. Астафьев
«Жизненные уроки героя» по рассказу В. Астафьева
«Конь с розовой гривой »
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Сюжет
- Обещание бабушки купить пряник
- Сбор ягод
- Наставления Саньки
- Переживания
- «Отчет и расчет»
- искушение
- искушение
- преступление
- преступление
- муки совести
- муки совести
- наказание
- наказание
- прощение
- прощение
Задача каждой группы -
найти в тексте соответствующий эпизод,
важную цитату для пересказа.
« День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»
Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная.
Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти,
поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта …
Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею…
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала.
Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Синквейн «Бабушка»
- Существительное
- Прилагательное (два)
- Глагол (три)
- Предложение из четырех слов
- Существительное (вывод, обобщение)
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
По страницам биографии
- Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году. Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов - «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».
«Конь с розовой гривой»
- Расскажите, где и когда происходит действие рассказа.
- Кто главные герой рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какие еще герои запомнились?
- Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?
Словарная работа
- Диалéкт - местное наречие, говор. Диалектúзмы - слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке. Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках. Увáл - пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесóк - берестяная корзинка с тугой крышкой. Бадога - длинные поленья. Заполóшная - суетливая. Шáньга - булочка с творогом, ватрушка. Заúмка - земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. Поскóтина - пастбище, выгон. Яр - крутой край оврага.
Словарная работа
- Как вы понимаете слова и выражения: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия - «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».
- - Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? - «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц». Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
- - Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
- - Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
- - О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?
- Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст - у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит. - Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор? - Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику? - Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?
Эпизод «Поход за ягодами на увал».
- Прочтите эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».
Работа над текстом эпизода
- Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал». - Найдите глаголы в этом отрывке.
Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли
- - Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
- - Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
- - Перечислите кратко события этого похода на увал.
- - Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту. «- А хочешь, я все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду». «- Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо? - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...» «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь». - Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами? - Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»? - Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?
- - Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания? - Прочитайте портрет Саньки.
- - Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
- - Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
- - Для чего автор делает различимой речь каждого героя?
- * Характеристика героя - описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках. * Речевая характеристика героя - описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
- - Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?
Домашнее задание
- Подготовить ответы на 7-8 вопросы учебника (с. 106, ч. 2). Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).
Литература:
- Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. Ч1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]. Под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2013 – 303 с.
- Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. –
Слайд 1.Тема: Урок нравственной доброты по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цели урока:
1. Дидактические:
знакомство с художественным миром В. П. Астафьева
анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
2.Развивающие:
совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
расширять и обогащать словарный запас школьников
совершенствовать навыки работы с текстом
3.Воспитательные:
воспитывать внимательного читателя
воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях
4.Коммуникативные:
совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Ход урока.
Слайд 2- что вы можете рассказать об авторе произведения? Произведения многие автобиографичны. Что такое автобиография? Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.
Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.
Слайд 3. Давайте разберемся в названии произведения. Почему произведение так называется?
Слайд 4. Как вы думаете есть по-настоящему кони с розовыми гривами? (да)
Слайд 5,6,7. Ребята, а почему пряник в форме коня?
( Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)
А что даем нам цвет розовый? (цвет детства, чистоты, наивности, невинности, радости)
Слайд 8. Какое ключевое слово в названии? (пряник)
Давайте составим ассоциативный ряд к слову пряник.(учащиеся на отдельных листах)
Уроки жизни
Прощение
Раскаяние
Давайте зачитаем описание пряника в тексте.
Слайд 9. Что лежит в основе рассказа?
Почему мальчик отправился в лес?(своим трудом заработать пряник)
С кем мальчик отправился в лес?
Слайд 10.Давайте назовем глаголы, которыми автор описывает поход за земляникой.(записи в тетрадях) как вели себя Левонтьевские дети?
Слайд 11. Какую посуду взяли с собой левонтьевские дети? О чем говорит описание посуды?(бесхозяйственность)
Во что собирал Витя землянику? (аккуратненький туесок)
Слайд 12. Мы для себя должны определить названия некоторых слов. Словарная работа.
Увал-
Туесок-
Шаньга-
- Из каких семей дети?
Кто их родители?
Мы неслучайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание.
- Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? Семья.
Слайд 13. Как воспитывали Витю? Как воспитывали в семье Левонтия? (обсуждение:цитаты.)
“
“
“
“
“
“
“
“
“
“
Слайд 14. Диспут.
Раз есть проступок, значит есть и наказание.
Что такое наказание? (обсуждение с родителями)
Какое может быть наказание?
Слайд 15. Проснулась у мальчика совесть, стыд за содеянное?
- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ? (дает ПРЯНИК).
- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (символом совести). А ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ? (ответы детей)
Слайд 16. Исполнилась ли мечта мальчика?
Слайд 17. Так все-таки, чем же в данном рассказе является Конь с розовой гривой? (Игрушкой? Лакомством? Символом?)
Слово учителя .Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
Анкеты для родителей.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Нужное отметьте значком √.
1. Ваши отношения с сыном (дочерью) Вы оцениваете как:
а) благополучные
б) неблагополучные
в) затрудняюсь ответить
2. С какими проблемами в воспитании взрослеющего сына (дочери) Вы сталкиваетесь?
3. Часто ли вступаете в конфликт с ребенком?
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
4. По какому поводу у Вас бывают конфликты с ребенком?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Можете ли Вы извиниться перед сыном (дочерью), если чувствуете, что были не правы?
а) Да б) нет в) затрудняюсь ответить
Какую помощь в решении семейных проблем Вы хотели бы получить от специалистов учреждения образования?
Информацию о _____________________________________________
Индивидуальную консультацию (у кого) ___________________________
Что-то еще (что именно) ______________________________________________________________________
На Ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается Ваш сын (дочь)?
а)
б) затрудняюсь ответить _____________________________________________
в) у него (нее) нет проблем ___________________________________________
Спасибо за сотрудничество.
Уважаемые родители!
Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
Анкета
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Бабушка - внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.
“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.
“Бабушка держала деньги - “запас” на черный день”.
“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.
Бабушка - внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане”.
“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”
“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.
“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.
“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.
“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.
“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.
“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.
Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.
Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело”.
Урок нравственной доброты
по рассказу В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»
-Признайся в содеянном
-Спешить делать добро
Урок нравственной доброты
по рассказу В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»
- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
-Признайся в содеянном
-Раскаяние приносит облегчение
-Спешить делать добро
-Надо быть милосердным всегда
-Люби ближнего своего как самого себя
Сертификат
участника
В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»
10.03.2014г
Сертификат
участника
открытого урока нравственной доброты по рассказу
В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»
10.03.2014г.
1.Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.
2.Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
3.Поощрение и наказание - основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого - прощение.
4.Прощение - это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.
Вопросы: 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 3. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 4. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 5. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 6. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 7. Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 8. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3
4 Какова основная мысль рассказа? Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...
5 Работа по вопросам 1.В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. 2.От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом. Ответьте текстом.
6 Работа с текстом Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник совсем другое дело. С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса потерял, хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться тут он, тут конь-огонь!
Урок мудрости и доброты
(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
Цели урока :раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции; обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; продолжить работу над такими литературоведческими понятиями, «антитеза», «сюжет» «литературный характер»;
развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни; умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Словарная работа : доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность.
Оборудование: портрет В.П. Астафьева, памятки, иллюстрации к рассказу, кластеры, презентация, песня «Родительский дом».
Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом».
«Все мы родом из детства…»
Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.
Как вы их понимаете?
Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.
Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»
Портрет В.П.Астафьева.
Мы продолжаем размышлять над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» . В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.
Стихотворение К.Кулиева.
Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы детства» и к нему В.Астафьев в качестве эпиграфа берет стихотворение К. Кулиева «Детство».
Почему?
Какое слово можно назвать здесь ключевым?
(Воспоминания )
Какие слова являются однокоренными к этому слову?
(Помнить, память …) - Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства? (Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.) Тема урока «Уроки мудрости и доброты» Итак, тема нашего урока «Уроки мудрости и доброты». - А как вы понимаете слово «доброта»? - Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь)Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ.(Словарь литературных терминов)
Кто главные герои рассказа?
Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?
Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Словарь литературных терминов)
Сюжет – это событие, или ряд событий, изображённых в произведении.
Восстановим основные сюжетные моменты рассказа.
Обещание бабушки купить пряник;
Сбор ягод;
Наставления Саньки;
Переживания;
«Отчёт и расчёт».
Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка . Вспомните, что означают эти термины? (Словарь литературных терминов)
Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Текст)
Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.
- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
- Конём, баба?
- Конём, конём.
Почему пряничный конь был таким желанным подарком? (Текст)
Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.
С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».
Итак, пряник – это не только лакомство и игрушка, а что ещё?
Возьмите заготовки и составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.
Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?
(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)
Утром «с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…» (текст)
Что мы знаем о семье дяди Левонтия?
Чем эта семья отличается от семьи Витьки?
«Ребёнок учится всему…
Как вы понимаете эту народную мудрость?
Возьмите памятки и дайте сжатую характеристику семье Левонтия и бабушки.
Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? (Текст)
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Текст)
«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…
…по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…
Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?
Почему Витька не хотел идти с ними?
(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)
После чего он присоединился к ребятам?
Санька стал его дразнить. (Текст)
Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
Зато мне бабушка пряник конём купит!
Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!
Я?
Ты!
Я?
Ты, ты!
Жадный?
Жадный!
А хочешь, все ягоды съем?
Слабо!
Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
Я ещё у бабушки калач украду!
Давай!
Только одного калача мало!
Шанег прихвати!
А лучше ещё и пирог!
Лишнее не будет!
Ладно!
Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок . Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим
День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.
«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт» .
Почему он не хочет сказать бабушке правду?
Что ему посоветовал Санька?
И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.
Что такое кульминация? (Словарь литературных терминов)
Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)
«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».
Какой же можно сделать вывод?
Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.
Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…
Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.
А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов)
«День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»
И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.
Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.
Как же наказала его бабушка? (Текст)
«И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».
- Почему бабушка так поступила?
Что она – неграмотный простой человек поняла?
Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?
Как вы считаете, что такое мудрость?
А как это слово объясняется в толковом словаре?
Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?
Что такое развязка ? (Словарь литературных терминов)
Давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память )
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».