Жизненный и творческий путь есенина презентация. Презентация:Сергей Есенин.Жизнь и творчество презентация к уроку по литературе на тему


1 слайд

2 слайд

3 слайд

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных.

4 слайд

Так как мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Федор Андреевич Титов –дед поэта. 1926г.

5 слайд

В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

6 слайд

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка

7 слайд

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

8 слайд

В 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, первой гражданской жены поэта, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

9 слайд

В 1915 году молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А.Блок и С.М.Городецкий. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт в1916г. первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным. С. А. Есенин и С. М. Городецкий Фотография 1915 г.

10 слайд

В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помогает ему избежать фронта.

11 слайд

Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх, а в июле того же года они обвенчались. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

12 слайд

«Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик». Есенин выступает на открытии памятника поэту Алексею Кольцову в Москве 1918 г.

13 слайд

Уже в апреле 1918 года Есенин перебирается в Москву, которая к тому времени стала литературным центром. В 1921 году поэт отправился в путешествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

14 слайд

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе и Америке (май 1922 - август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)




Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно.

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.







Сергей Есенин

Александр Блок





Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.



Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.


Шаганэ Тальян

Августа Миклашевская

Надежда Вольпин

Анна Изряднова

Айседора Дункан

Софья Толстая

Галина Бениславская

Зинаида Райх


Шаганэ ты моя, Шаганэ! Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ.


Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, Уйду бродягою и вором. Пойду по белым кудрям дня Искать убогое жилище. И друг любимый на меня Наточит нож за голенище. Весной и солнцем на лугу Обвита желтая дорога, И та, чье имя берегу, Меня прогонит от порога


До свиданья, друг мой, до свиданья

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

С целью повышения эффективности процесса обучения, формирования нового информационного пространства современный урок нуждается в более полном использовании компьютерной техники. Компьютерные технологии становятся всё более актуальными, так как заниматься с компьютером очень интересно и познавательно. Они формируют умение работать с информацией, предоставляют обучающимся максимум учебного материала, создают возможность осуществления в процессе обучения перехода от внешнего контроля учителя к самоконтролю учащегося, способствуют переводу педагогической системы на самообучение школьников.

Презентация Microsoft Power Pointк уроку литературы по теме «С. А. Есенин. Жизнь и творчество» способствует качественному усвоению учебного материала, так как привлекает не только содержательностью информации, но и новым способом её подачи, наглядностью, возможностью оптимального сочетания индивидуальной и фронтальной форм работы.

Предлагаю вниманию коллег методическую разработку урока «Сергей Есенин как национальный поэт. Жизнь и творчество», частью которого стала названная выше презентация.

Цели урока :

  • познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
  • развивать внимание обучающихся, их устную речь;
  • воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.

Методические приёмы : слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3 мин.)

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, соз­данный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в твор­честве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской дерев­не, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь попу­лярных в его время, не понадобилось.

2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация по теме. 15 мин. ).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

3. Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…

Обстоятельства жизни поэта подтверждаются есенинским высказыванием: «Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах».

(Видеоролик с записью стихотворений в исполнении Сергея Безрукова из кинофильма Владимира Валуцкого «Есенин», 10 мин.).

4. Беседа по лирике С.А.Есенина:

    • Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
    • Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?
    • Чем привлекает вас творчество этого поэта?
    • Каковы основные темы его лирики?
    • Каковы настроения лирического героя Есенина?
    • Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

5. 3аключительное слово учителя.

«Большое видится на расстояньи», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

6. Тестирование по темам:

    • «Биография»
    • «Обзор творчества»

(Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе ).

Домашнее задание.

  1. Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)
  2. Выучить стихотворение (по выбору).
  3. Индивидуально: сопоставить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою», А.А.Фета «Печальная берёза» и С.А.Есенина «Пороша» и «Берёза»

Презентация, подготовленная к уроку литературы «С. А. Есенин. Жизнь и творчество», содержит гиперссылки и даёт возможность варьировать содержание урока. Если на уроке сообщение преподавателя или обучающегося ограничено основным материалом, то в процессе индивидуальной проработки могут быть использованы материалы гиперссылок. По содержанию материала презентации было создано два электронных теста: «Биография» и «Обзор творчества». Контрольные тесты используются на этапе контроля знаний, умений, навыков (или самоконтроля), могут быть использованы вместе с материалами презентации и приложения в качестве тренажера. Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе.

  1. Для реализации фронтальной формы обучения рекомендуется организовать изучение данной темы на базе учебного кабинета, оборудованного одним мультимедийным ПК и медиапроектором с настенном экраном или интерактивной доской.
  2. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке следует проводить работу на базе компьютерного класса, где одновременно могут заниматься 10-15 человек.

Немаловажен факт, что урок с данной презентацией – это общение обучающегося с компьютером, и обучение в данном случае имеет диалоговый характер. При таком обучении осуществляется принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося, реализуются управляемость; то есть в любой момент возможна коррекция процесса обучения, у обучающегося поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Работа с компьютером на уроке и вне урока способствует подготовке личности «информационного общества.

Список использованной литературы и материалов.

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.
  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».
  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.
  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.; Издательство «Экзамен», 2004.
  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.
  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.
  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.
  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.
  9. Тесты по литературе для 11 класса. 2004.

Приложения:

  1. Аудиозапись «Тихо струится река серебристая…» (романс на стихи С. Есенина) (у автора)
  2. Презентация
  3. Видеоролик (у автора)

Знакомьтесь:

Есенин Сергей Александрович 03.10.1895 - 28.12.1925





«Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».





Урок – презентация (11 класс) Проблема: «Современен ли Есенин?»

  • Не дай тебе Бог жить во времена перемен!

(Восточная мудрость)




Детские и юношеские годы Сергея Есенина

Цель


  • 3 октября 1895 года в селе Константиново в семье потомственных рязанских хлеборобов родился ребенок – Сергей.
  • С юных лет Сергей отличался от иных крестьянских детей.
  • «Татьяна, твой сын отмечен Богом», - утверждал сельский священник.
  • Сережа рос сиротой при живых родителях.


Семья

  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины, отец и мать поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.
  • Фёдор Андреевич Титов, дед поэта.

  • В 3-х летнем возрасте Сергей был отдан на воспитание родителям матери.
  • Рос в атмосфере народной поэзии, что и сформировало его как поэта, повлияло на его творчество.
  • Приобщение с детства к красоте русского языка, к русскому фольклору
  • Он «лирных звуков наслажденье ребенком чувствовать умел».

  • Читать Сергей начал с 5 лет и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь.
  • Отношения со сверстниками не ладились – он все думал о стихах, а сельские дети считали его зазнайкой.

  • В 9 лет поступил в Константиновское земское 4-хгодичное училище, которое закончил с похвальным листом.
  • Бабушка будущего поэта была очень набожна. В доме постоянно останавливались странники, богомольцы – распевали духовные стихи. В семье поэта пели все, особенно певуньей была мама. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен.
  • Особо надо отметить красоту Рязанской земли, ту красоту, которой поэт всю жизнь восхищался и воспевал ее.

ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА

  • Родная рязанская земля…

«О край разливов грозных

И тихих вешних сил.

Здесь по заре и звёздам

Я школу проходил».


Цель – рассказать о юношеских годах поэта, раскрыть основные этапы «взросления» поэта

Москва. Трёхпрудный переулок.


  • Закончив в мае 1912 года церковно-учительскую школу, продолжать учебу в Московском учительском институте не захотел, к тому времени Есенин почувствовал себя поэтом.
  • Есенин уезжает в Москву, пытается работать вначале у купца – не сработался, ушел, поступил корректором в типографию, на стихи времени не оставалось.
  • . Начинал Есенин далеко не блистательно: Москва, куда он приехал в 1912 году, чуть было не вернула Есенина в его «Рязани», не признав будущего знаменитого поэта.
  • «Думаю, во что бы то ни стало удрать в Питер». Расчет на столицу был совершенно точным.

С.Есенин среди работников

типографии

Александр Блок


  • В марте 1915 он года уезжает в Петербург .
  • Его стихи не могли не нравиться. «Свежий, чистый, голосистый!» Есенин становится модным, о нем говорит весь Петербург.
  • Его будущая жизнь виделась ему только как жизнь поэта, как жизнь свободного художника .
  • Женщины, романы, увлечения – другое дело, как же поэту без них!..

  • Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком
  • Избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах "Мирок", "Проталинка", "Доброе утро".
  • Получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого.
  • Его стихи появляются во множестве столичных журналов.
  • Осенью 1915 г. он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских).

Учителя. Друзья.

«Литературных влияний не знаю, знаю человеческие»



  • В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию.
  • Получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
  • Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе.
  • В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин "Радуница".
  • В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень».


Главные периоды творчества поэта

Цель – раскрыть основные этапы творчества поэта





  • Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым.
  • Книги поэта того периода: "Преображение" (1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская" (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта".
  • Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917, второй помечен 1918 г.).
  • В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России.
  • Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, цель - "проведение в жизнь силы образа", "цивилизованного" человека.
  • Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме", освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта.


«Я человек не новый, что скрывать

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою… («Русь уходящая»)

  • Переживал за все, происходящее в стране.
  • Его раздумья о собственной судьбе и печальны и светлы..
  • Появляется поэма «Черный человек» - это крик отчаяния.
  • Крестьянская Русь была другая – без крестьян, вместо Христа на стенах в избах – улыбающийся Ильич.
  • Кризис в душе. Поэт чувствует себя виноватым. Иуда грозит ему удавкой. В результате всего этого оказался в клинике для душевнобольных.
  • В клинике не только лечится, но и пишет стихи – «Клен ты мой опавший», «Не гляди на меня с упреком», «Ты меня не любишь, не жалеешь» и др.

  • Мне грустно на тебя смотреть,
  • Какая боль, какая жалость,
  • Знать только ивовая медь
  • Нам в сентябре с тобой досталась.
  • Прощание с молодостью, с отшумевшей юностью – вот основной мотив лирики С.Есенина последних лет:
  • Ну что же? Молодость прошла!
  • Пора приняться мне за дело,
  • Что б озорливая душа
  • Уже по-зрелому запела.
  • Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «Куда несет нас рок событий?..»
  • Не тогда ли начался разлад в душе поэта?

«Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь.

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь!»



Основные темы в творчестве Есенина

Цель – дать определение основным темам в творчестве Есенина, раскрыть поэтическую концепцию




  • Живая поэзия Есенин воплощает красоту мира во всех ее проявлениях.
  • Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика.
  • Женские образы в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты


Тематика творчества

  • Тема детства (период радости, счастья бытия)
  • Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)
  • Тема высокого назначения Поэзии
  • Тема природы (колыбель человека)
  • Тема любви
  • Тема дома и бездомья (обиталище души)
  • Тема конфликта быта и бытия
  • Тема обречённой жертвенности
  • Тема Родины

Лирический герой

Тождественен личности поэта, противопоставлен внешнему миру, порой эгоцентричен, абсолютно искренен, честен, требователен к себе


Любимые образы

Словесная живопись

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть,

Звени, звени, златая Русь.



Персонификация

  • Персонификация – это наделение человека

природными свойствами.

  • «Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет…»



  • "Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство..."
  • Есенин.


  • : Женщины в творчестве Есенина играют особую роль. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

«Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом – значит петь раздолье.

Он и пел это раздолье.

  • Женщины и вино - допинг для творчества, наркотик для взбадривания.
  • Главным было творчество, желание самовыразиться , излить свои чувства в стихах.

Викторина по творчеству С.А. Есенина

Укажите основные истоки творчества:

  • Семья, односельчане, природа родного края
  • Влияние творчества Н. Клюева, крестьянских поэтов
  • Любовь к женщине

  • Тема любви
  • Тема природы
  • Тема Родины
  • Тема революции


Цель – рассказать о последнем периоде жизни и творчества поэта, раскрыть трагизм несоответствия мироощущения и реальной жизни


  • Последние годы жизни – трагические противоречия.
  • В 1924- 1925 гг. Есенин создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925).
  • В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-1923).



  • : За время лечения у Есенина созрел обширный план предстоящей работы. В голове роились новые стихи. Планировал издавать новый литературный журнал в Ленинграде, собирался стать его редактором.
  • Первоочередное практическое решение- изменить обстановку, оторваться от мнимых, мешающих ему «друзей».
  • 21 декабря сбежал из клиники, уехал в Ленинград. Что произошло в гостинице «Англетер»?
  • Ослабленный болезнью, издерганный, сбитый с принятых ранее решений, планов – поэт не выдержал очередного приступа депрессии.
  • «Не было мертвой петли, но из этой петли нет силы вылезти».

- Правд много, а истина одна: «Не суди да не судим будешь».



Краткая хроника жизни

21 сентября (3 октября) 1895 - родился в деревне Константинове Рязанской губернии. Стихи начал писать с 9 лет.

1916- сборник стихов "Радуница".

1919-1921 - примыкает к группе поэтов-имажинистов.

1920 - поэма "Сорок о уст", в которой отразилась тоска по уходящей патриархальной России.

1921- драматическая поэма "Пугачев".

1924 - "Москва кабацкая"; "Русь советская".

1925 - "Баллада о 26"; "Анна Снегина", поэма "Черный человек".


И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, всё дал – кто песню дал.

Марина Цветаева

Сергей Есенин ушел от нас, но его стихи живут в сердце каждого истинного любителя поэзии. Да, его любимая Русь, сто раз преображенная различными властями на свой лад, осталась, несмотря на все нашествия и внутренние пагубы и вьется по-прежнему «неприглядная дорога, да любимая навек».

Сергею Есенину ныне 113 лет.

Маяковский рассказывал, как ему трудно писать стихи на смерть Есенина «В этой жизни умирать не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней».

А через пять лет Маяковский сидел и писал письмо: «В том, что я умираю, не вините никого, и не сплетничайте. Покойный этого не любил».

Но это уже другая история…


Он ушел тихо и оставил нам свои стихи

«Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю тихие слова.

И если осень, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.


Рефлексия

  • Друг мой!

Благодарю тебя за твое участие в уроке.

Предлагаю тебе поразмышлять над вопросами:

  • Твои впечатления от полученных знаний по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина».
  • Современен ли сейчас Есенин?

Аргументируй свои ответы.

Желаю тебе удачи!


  • Жизнь Есенина: Рассказывают современники. М., 1988.
  • Куняев Станислав и Куняев Сергей. Сергей Есенин (ЖЗЛ). М., Молодая гвардия, 2005.

  • Письмо Х.Г. Раковского Ф.Э. Дзержинскому с просьбой помочь в лечении С.А.Есенина . Себеж 25.Х.25 г.
  • Валентин Сорокин. Крест поэта. Глава Крест поэта.
  • Эдуард Хлысталов Неизвестное уголовное дело Сергея Есенина
  • Эдуард Хлысталов Тайна гостиницы "Англетер"
  • Эдуард Хлысталов Дело № 12175 Георгия Есенина й взгляд)
  • Дмитрий ЕРМАКОВ - О любви.

1 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №8 г. Будённовска. Урок литературы. «Жизнь и творчество С. А. Есенина.» Автор: Болхова В.Г. Учитель русского языка и литературы, Высшая категория Оборудование: мобильный класс Технология:ИКТ 2008г.

2 слайд

Содержание урока Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина. Задача: вызвать у учащихся интерес к поэзии С.Есенина, пробудить желание читать и заучивать наизусть его стихи. План Детство. Юность. Литературный дебют. Успех. Служба в армии. Первый сборник стихов “Радуница”. Революция. Имажинизм. Сборник “Москва кабацкая”. Айседора Дункан. Стихи последних лет. Трагический финал.

3 слайд

Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921).

4 слайд

Детство. Юность Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

5 слайд

Литературный дебют. Успех С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза").

6 слайд

Служба в армии В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

7 слайд

"Радуница" Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").

8 слайд

Революция В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

9 слайд

Имажинизм Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

10 слайд

"Москва кабацкая" В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; Москва кабацкая", 1924).

11 слайд

Айседора Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

12 слайд

Стихи последних лет На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др.

13 слайд

Трагический финал В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прервавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

15 слайд

Список используемой литературы 1. А. Лебедев “Фотографии Есенина” М: Просвещение, 1990 г. 2. Б. Семёнов “Любимые женщины Есенина” Л: Культура,1989 г. 3. А. Трофимов “Тайна смерти Есенина” Р: Дрофа, 1995 г. 4. В. Щёткин “В Константинове” В: Дрофа, 1998 г.







2024 © vadimavva.ru.