Треш-фабрика елочных игрушек. Коспект и презентация урока по химии на тему "Углеводы


Варианты вопросов и ответов для учащихся 10-х классов

    Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? - Оксид кальция (СаО) - негашеную известь.

    Какая кислота всегда находится в желудке человека, а при недостатке ее пьют как лекарство? - Соляная кислота (НСL).

    Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав. - «Царскую водку». Это смесь концентрированных азотной и соляной кислот всоотношении 1:3.

    Какое влияние оказывает хлороформ на организм человека? - По характеру действия хлороформ - наркотик. Он вызывает дерматиты, экземы, желудочно-кишечные расстройства. Небольшое отравление сопровождается рвотой, болями в желудке.

    Для чего умные хозяйки при хранении картофеля в подвале кладут к ним несколько спелых яблок? - Зрелые плоды яблок выделяют газ этилен, который вызывает торможение ростовых процессов. Клубни картофеля дольше сохраняются и не прорастают.

    Почему нельзя делать «домики» для птиц из пластмассы? - В отличие от дерева, пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц.

    Что является источником антропогенного метана? Какое влияние он оказывает на атмосферу Земли? - Таким источником являются рисовые поля, животноводческие фермы, угольные шахты и мусорные свалки. Антропогенный метан, поглощая инфракрасное излучение земной поверхности, усиливает парниковый эффект.

    Выброс каких продуктов сгорания производят теплоэлектростанции, работающие на каменном угле? Как они влияют на атмосферу? - Продуктами сгорания являются СО2, СО, 5О2, зола и т. д., они усиливают парниковый эффект.

Вопросы и ответы для учащихся 11-х классов

    Какая мука несъедобна? - Несъедобная мука, но дающая хлеб, это минеральные удобрения. Это - костяная, фосфоритная, апатичная мука.

    Какая связь между свеклой и пирожным? - В обоих продуктах есть сахар.

    Какой сахар не едят? - Свинцовый сахар, т. е. ацетат свинца, сладковатый на вкус, но он ядовит.

    Какое масло называют прованским и почему? -Лучший сорт оливкового масла (прозрачное, душистое, застывающее при -60°С, прованское масло названо по имени провинции Прованс на юге Франции).

    Почему разрушаются бетонные траншеи, по которым осуществляется сток отходов жирокомбинатов? - Сток отходов жирокомбинатов всегда содержит жирные кислоты, которые образуют с известью цемента кальциевое мыло, вследствие чего цемент разрушается и связь между зернами бетона нарушается.

6. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками? - Так как глюкоза содержит альдегидную группу, то она с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию «серебряного зеркала», в результате реакции выделяется тонкий слой серебра, которым покрывают елочные игрушки.

7. В 1845 году немецкий химик Христиан. Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислоты. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и...фартука не стало. Почему взорвался фартук? - Нити хлопчатобумажной ткани сделаны из целлюлозы, в состав элементарного звена мономера которой входят три групп ОН (гидроксогруппы). Под действием кислот происходит реакция нитрования с образованием нитроклетчатки (пироксилина), которая взрывается с выделением тепла и газов.

8. В ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал ученому вернуться домой, чтобы не попасть под дождь. Ньютон не послушал совета пастуха и был наказан. Продрогший и промокший, он пожелал узнать, как пастуху удалось так точно предсказать погоду. Пастух ответил, что ему помог баран. Как? - Перед дождем и в сырую погоду поры каждой шерстинки животного заполняются водой, шерсть набухает и удлиняется. В сухую погоду часть воды испаряется, и длина шерсти уменьшается.

9. Обладают ли слезы человека бактерицидными свойствами? - Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии. 10. Почему животные долго зализывают свои раны? - Животные не зря долго зализывают свои раны: кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

Ведущий: Следующий тур нашего состязания называется «Экспериментатор». От каждой команды приглашаются - по два человека.

Ваша задача определить несколько веществ по цвету и с закрытыми глазами по запаху.

1-й вариант веществ

Уксусная кислота по запаху

Бензин по запаху

Формалин по запаху

Сульфат бария молочно-белый осадок

Гидроксид железа (III) бурый осадок

2-й вариант веществ

Нашатырный спирт по запаху

Этиловый спирт по запаху

Керосин по запаху

Хлорид серебра белый творожистый осадок

Гидроксид меди (II) голубой осадок

Ведущий: Переходим ко второму этапу конкурса «Экспериментатор» .

На столе заранее приготовлены наборы реактивов: раствор карбоната натрия, разбавленная соляная кислота, раствор гидроксида кальция, стеклянная трубочка, кусочек мела, свеча, резиновые шарики, спички, пробирки.

Ведущий: Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды.

Ваша задача - получить углекислый газ и объяснить, как вы это сделали.

Звучит музыка, ребята приступают к проведению опытов.

Варианты получения СО2:

    слить в пробирку карбонат натрия и соляную кислоту, в результате реакции будет выделяться СО2;

    провести реакцию взаимодействия мела с соляной кислотой;

Зажечь свечу или просто спичку - при горении любого органического вещества выделяется СО2;

    в раствор гидроксида кальция подуть через стеклянную трубочку;

    просто надуть воздушный шарик - мы выдыхаем СО2.

(Жюри оценивает каждый из этапов конкурса «Экспериментатор» по 5 баллов.)

Ведущий: Переходим к самому интересному и увлекательному туру наших состязаний «Домашнее задание».

Первый конкурс «Что бы это значило?»

Ведущий; Каждой команде заранее было дано задание нарисовать рисунок на экологическую тему. Сейчас вы обменяетесь своими рисунками и постараетесь за 30 секунд объяснить, что на них, по-вашему мнению, нарисовано.

Объяснение команды « SOS»

Киты вообще планктон едят,

Но этот кит ест все подряд.

Ох, неразборчив он - обжора,

И уйму выбросил он сора.

Он променял свои все блюда

На то, что плавает в округе.

Объяснение команды «Вобла»

Если воздух загрязнять,

Нечем будет нам дышать.

Скафандр наденет человек,

То костюм на новый век.

Ведущий: А сейчас команды разыграют экологические сценки.

Сценка команды « SOS »

«Две бабушки»

На сцену выходят две бабушки: Авдотья Никитична - деревенская, Марья Ивановна - городская.

Марья Ивановна: Авдотья, здравствуй, как поживаешь? Как здоровье?

Авдотья Никитична : Ох! Ох! Какое может быть сейчас здоровье? Сахар, говорят, нельзя есть, соль тоже, уже и мясо вредно. Вот я и решила стать вегетеривянкой.

Марья Ивановна: Кем решила стать?

Авдотья Никитична: Кем, кем - вегетеривянкой!

Марья Ивановна: Господи, название какое-то космическое придумала. Наверное, ты имеешь в виду вегетерианкой?

Авдотья Никитична: Ну да. Ентой самой, которая все овощи ест. Вот и я решила подольше пожить.

Марья Ивановна: И что же, получается?

Авдотья Никитична: Вместо подольше пожить я чуть раньше не умерла.

Марья Ивановна: Как так?

Авдотья Никитична: Да, овощи сейчас какими-то нитракторами обрабатывают.

Марья Ивановна: Ха, ха, ха! Опять ты все перепутала! Они называются нитратами, ими подкармливают растения.

Авдотья Никитична: Да сейчас даже озон едят. Его уже столько съели, что даже дырки какие-то в небе стали появляться.

Марья Ивановна: Ох, не говори, моя внучка сказала, что ее жених недавно в какую-то трубу вылетел! Может, в эту дыру, а? Вот и песню про это поет жалостливую, как романсы раньше певали. Послушаем ее.

Песня про озонную дыру

(мелодия из к/ф «Жестокий романс»)

А напоследок я скажу:

Мой милый улетел напрасно,

Лететь хочу, с ума схожу,

В дыру озонную, в пространство.

Быть может, там его найду,

А может, встречу космонавта,

По Млечному Пути пройду,

Замуж пойду за аргонавта.

А напоследок я скажу:

В озонную дыру бегу

Я ежедневно в сновиденьях.

Быть может, вылетев в дыру,

Я счастия добьюсь мгновенья!

А напоследок я скажу..

Ведущий: Сценку экологическую покажет команда «Вобла».

Сказка про Репку

На сцене на стульях сидят Дед и Бабка. За ними, на корточках с большим рисунком девочка - Репка.

Сказочница (читает): Жили-были старик со старухой. Однажды решил старик посадить репку.

Старик отодвигает стул, и все видят сидящую Репку.

Сказочница: А чтобы репка быстрее росла и вкуснее была, решил дел воспользоваться чудесницей-химией.

Дед выходит с мешком минеральных удобрений.

Сказочница: Взял он «волшебный порошок» да и стал посыпать репку. Старался, да и перестарался.

Дед высыпает весь мешок.

Сказочница: Затем дед решил, как следует полить репку. Взял он пока еще «живую воду» из Дона и полил репку. Приустал дед и решил, чтобы далеко не ходить, полить репку «мертвой водой» из Темернички. Полил дед репку хорошо, добросовестно. Выросла репка? большая-пребольшая.

Репка встает.

Сказочница: Зовет дед бабку.

Дед: Гляди, бабка, какая репка выросла - красива, да румяна! Надо ее скорей попробовать.

Бабка: Подожди, дед, слышала я, что надо сначала урожай проверить, а ты и впрямь, наверное, перестарался, - поливал репку и «живой водой» и «мертвой», да порошков сыпал чересчур много!

Дед: Да, ладно тебе, бабка, понаслушалась ты страхов.

Дед откусывает «кусочек» репки и падает, корчась на стул, бабка плачет...

Сказочница: Вот к чему может привести неразумное и небрежное отношение к природе и к наукам...

Команда поет песню.

Лирическая - экологическая

Вырос урожай высокий,

Но какой в нем интерес,

В этих овощах нет пользы,

Даже их свинья не ест.

Припев:

Реторта крутится, вертится.

Формулы светятся.

Это прекрасно тогда,

Когда мы недра откроем,

Химзаводы построим,

А в отходах лишь будет вода!

О воде мы спорим много,

Как ее для всех сберечь,

Надо нам без слов все помнить,

Без нее и хлеб не испечь.

В воздухе прохлада, свежесть,

Но нам снится страшный сон,

Как от лаков «Локон», «Прелесть»,

В дырах над землей озон.

Мы хотим сказать, ребята,

Много в химии чудес,

Все законы ее святы,

Ей не страшен черт и бес.

Ведущий: А теперь «Конкурс капитанов команд».

Капитанам предлагаются тестовые задания.

1. Какое простое вещество в одним случах бывает самым твердым, а в других - очень мягким?

б) водород;

в) углерод,

г) кислород.

Ответ: углерод, который образует аллотропные модификации - алмаз и графит.

2. Какие известные два газа не ядовиты, но в них гибнут животные?

а) СО2 и О2;

в) СО2 и К2;

Ответ: СО2 и N2 - углекислый газ и азот.

Капитаны вручают друг другу «Черный ящик».

«Черный ящик» от команды « SOS »

Здесь находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сахара химик Жозеф Луи Пруст. Вкус этого вещества также приятен, как и вкус победы. Ответ: глюкоза.

«Черный ящик» от команды «Вобла»

Здесь находится то, что у большинства народов служило символом постоянства, нерушимой дружбы и гостеприимства. Ответ: соль.

Ведущий: Просим жюри оценить «Конкурс капитанов» и подвести итоги встречи.

Команды выходят на сцену и вместе читают прощальные строки:

Друзья, настал наш миг прощанья с вами,

С улыбкой будем помнить этот час,

Накал борьбы и радость в мире знаний,

Поддержку ваших милых сердцу глаз.

Наш КВН на этом не закончен,

Находчивыми будем мы везде.

Сдружились мы на КВНе очень

И вместе будем в счастье и в беде!

А за жизнь на планете - каждый в ответе!

Факты, которые заставляют нас задуматься

1. Историческая справка:

    Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 году, запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ в Лондоне. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.

    При короле Эдуарде III в 1336 году парламент принял закон, запрещавши сбрасывать мусор в Темзу.

2. Современная информация:

1/3 поверхности мирового океана покрыта масляной пленкой плюс промышленные стоки и бытовой мусор.

Резко изменился химический состав почвы из-за избытка удобрений, ядохимикатов, различных металлов и их соединений, захоронения радиоактивных веществ.

К загрязнению атмосферы приводят промышленные выбросы угарного и углекислого газов, сернистого газа.

В отдельных районах планеты уже происходят локальные изменения климата вследствие загрязнения воздуха.

Над городами образуется фотохимический смог, в состав которого входят канцерогенные органические вещества, вредно влияющие на организм человека.

Ежегодно производится выброс более 600 тысяч тонн фреона в атмосферу, что приводит к разрушению озонового слоя, а это, в свою очередь, задерживает УФ-лучи и снижает интенсивность солнечной коротковолновой радиации.

Из мирового океана в настоящее время извлекают 33 % соли, 60 % магния мировой добычи.

В средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов, а в конце XX века более 80.

Некоторые страны уже импортируют пресную воду и даже есть проекты перекачки воды из Гренландии в Европу, а из Антарктиды в Южную Америку и Африку.

Американские ученые подсчитали, что в северной части Тихого океана плавают миллионы пластиковых пакетов, бутылок и пластмассовых изделий. То, что эти предметы обнаруживаются в желудках морских животных, стало обычным явлением.

Кельнский собор, Афины, Акрополь и другие исторические здания за последнее десятилетие пострадали больше, чем за все предыдущие века!

Новый год – один из самых любимых праздников, а уж его ожидание порой более волнительно, чем сам праздник. Одно из самых приятных хлопот в преддверии Нового года – это украшение новогодней елки. А чтобы елка была наряжена не обычными шарами из магазина, изготовьте елочные украшения своими руками, используя школьные знания по химии.

Из курса органической химии вам хорошо известна реакция «серебряного зеркала», которая является качественной реакцией на альдегидную группу (реакция Толленса). В качестве восстановителя в этой реакции можно использовать глюкозу, которая является альдегидоспиртом, т.е. содержит в своем составе альдегидную группу. Эта реакция широко применяется в промышленности с целью серебрения зеркал, для изготовления елочных украшений, колб для термосов.

В водном растворе аммиака оксид серебра растворяется с образованием комплексного соединения гидроксида диамминсеребра (I):

Ag 2 O + 4NH 3 ·H 2 O ↔ 2OH + 3H 2 O

Альдегидная группа глюкозы окисляется до карбоксильной группы. При этом глюкоза окисляется до глюконовой кислоты с образованием ее аммиачной соли:

СН 2 ОН–(СНОН) 4 –СОН + 2OH → 2Ag↓ + СН 2 ОН–(СНОН) 4 –COONH 4 + 3NH 3 + H 2 O

Реактивы для проведения этой реакции можно приобрести в любой аптеке: ляписный карандаш (нитрат серебра), нашатырный спирт, глюкоза. С помощью этой реакции вы можете посеребрить любые прозрачные бесцветные или цветные склянки (флакончики из-под лекарств, духов и др.)

Одним из важнейших условий проведения этой реакции является идеальная чистота внутренней поверхности будущей елочной игрушки. Основной загрязнитель - жировой налет. С этой целью внутреннюю поверхность промывают щелочным раствором, после этого – многократно дистиллированной (дождевой) водой. В крайнем случае, можно использовать синтетические моющие средства для мытья посуды.

Для получения зеркальных покрытий рекомендуется добавлять к нитрату серебра сначала аммиак, а потом щелочь. Во многих методиках подчеркивают, что следует избегать избытка щелочи. Действительно, большой избыток щелочи не желателен, но не забывайте, что осаждение серебра должно проходить в щелочном растворе.

Обычно для серебрения стекла применяются два свежеприготовленных раствора, примерный рецепт получения которых дается ниже. Все растворы готовятся на дистиллированной или, в крайнем случае, дождевой воде.

Раствор 1. К раствору, содержащему 6 г AgNO3 в 100 мл воды, добавляют водный аммиак до растворения первоначально образующегося осадка, затем 70 мл 3% раствора NaOH и снова водный аммиак до полного осветления раствора (без избытка) и весь полученный раствор разбавляют водой до 500 мл.

Раствор 2. Раствор, содержащий 1,3 г глюкозы в 25 мл воды, кипятят 2 мин, охлаждают и разбавляют равным объемом спирта. Перед самым употреблением растворы 1 и 2 смешивают в соотношении 10:1. Серебристый цвет появляется примерно через 30 мин. При необходимости для получения более толстого слоя серебра обработку повторяют со свежими порциями растворов еще один или два раза. Образовавшееся покрытие серебром промывают водой.

Петельки для подвешивания игрушек на елку делают обычно из стальной проволоки или просунутой внутрь игрушки спичкой, к середине которой привязана ниточка.

2. Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носитпеле (DVD)/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 18-е изд. - М.:Просвещение, 2014. - 191 с.: ил.

Сегодня будет промышленный репортаж из серии "Красавица и Чудовище".
Когда вы вынимаете из красивой упаковки яркий шарик, который затем повесите на новогоднюю елку, наверняка даже не задумываетесь над тем, где и как он был сделан.
Да, основная масса елочных игрушек сейчас поступает из Китая, но все же не все.
В Украине есть четыре предприятия, которые выпускают старые добрые стеклянные елочные игрушки и вполне возможно, что некоторые шарики на вашей елки сделаны на одной из них.
Например, на совершенно олдскульной фабрике, которая находится недалеко от Киева.
Сложно поверить, что красочные шары могут быть произведены в настолько антуражном трешовом месте.
Также, как сложно поверить, что каждый шарик выдувается работницами в ущерб своему здоровью, ведь производство елочных игрушек невероятно вредное.
Итак, добро пожаловать в место, где удивительным образом сочетается самый настоящий совковый треш и волшебство праздника, любимого миллионами людей - на Клавдиевскую фабрику елочных игрушек.


2. Клавдиевская фабрика работает с далекого 1949 года и на сегодняшний день мало-помалу выкарабкивается из долговременного кризиса, вызванного еще развалом СССР.
Представляю, насколько сложно выживать предприятию, работающему всего 2 месяца в году, в условиях массовой экспансии дешевого китайского ширпотреба.
Наверное, поэтому мне не хочется окрашивать в критические краски этот репортаж, а просто рассказать о том, как обычные люди на старой советской фабрике делают красоту для главного праздника в году

3. Фабрика имеет четыре цеха, которые расположены в разных корпусах.
Все начинается со стеклодувного, который находится в этом старом двухэтажном здании с веселыми разноцветными трубами.

4. Фабрика нашла прекрасный способ увеличить прибыль помимо основной деятельности - производства игрушек.
Она позволяет за деньги посмотреть на то, как это делается.
И это огромный респект! Я очень люблю делать промышленные репортажи и обычно нужно прилагать определенные усилия для того, чтобы добиться съемки на производстве.
А здесь предприятие само показывает, как все делается.
И, нужно заметить, очень успешно.
Мы снимали в будний день, и поток посетителей был просто невероятный. В прямом смысле толпы детей и все прибывающие и прибывающие автобусы.

5. Совок здесь, конечно, везде.
И это очень антуражно.
На этом фото два совершенно разных поколения лозунгов)

6. Интересно, на какую партию работают здесь сейчас)

7. Стеклодувный цех. Рабочее место незамысловатое - газовая горелка, трубы с газом и сжатым воздухом, вытяжной желоб и стол.

8. Адский труд. В прямом смысле слова.

9. Сырьем для елочной игрушки служат... полые стеклянные трубки.
Сначала их нагревают и разделяют на заготовки для шариков.
Нагретое стекло начинает плавиться, становится пластичным и тягучим. Так отделяются нужные части трубки.

10. Затем этот вытянутый сплавленный кусочек стекла закручивается специальным крючком с одной стороны, чтобы заглушить эту странную трубку с одной стороны.
Удивительно, что эти сплавленные куски стекла все же остаются полыми внутри.
Ведь шар потом будут выдувать.

11. Затем заготовки снова нагревают на горелке до нужно температуры

12. В руке будущий елочный шарик

13. И когда стекло достигает нужной температуры, работник просто дует в трубку, выдувая шар.

14. Стекло должно быть раскаленным, красного цвета. Его температура около 1000 градусов. У работницы есть всего несколько секунд, чтобы выдуть шар.
Причем он должен быть нужного размера.
Иногда они проверяют калибр специальным мерником, который стоит на столе рядом

15. Заготовки шаров выглядят как большая прозрачная капля. Ножка, через которую выдувался шар, не обламывается. Она еще понадобится на серебрении и окраске.
За смену один работник выдувает 150-200 шаров.

16. Перед отправкой в цех серебрения

17. Это уже другой корпус. Здесь находятся цеха серебрения, окраски и разукрашивания шаров

18. И снова настоящий олдскул - плакаты по технике безопасности. Эти фото специально для olgalit . Она знает о технике безопасности все и даже больше. Срочно все френдите ее!!!

19. Она подглядывает за вами!

20. Инструкции еще от 1989 года!

21. Но пора в цех. Именно здесь, в этом живописном месте с шарами творят настоящее волшебство - серебрят их

22. Ощущение, как будто мы в какой-то пыточной

23. А вот и тот инструмент, о котором я вчера , предлагая высказать предположения о его назначении.
Это игла для впрыскивания в шар специального раствора, который покроет стеклянный шарик изнутри тончайшим слоем серебра. чистого серебра.

24. Раствор состоит из оксида серебра, аммиака, глюкозы и дистиллированной воды.
Его впрыскивают совсем немного, затем заготовку взбалтывают, чтобы раствор покрыл стенки внутри шара, и опускают на несколько секунд в ванну с нагретой до 50 градусов водой, взбалтывая при этом.
Серебряный раствор застывает на стенках шарика, покрывая их тончайшим равномерным слоем. Процесс называется "реакцией серебряного зеркала".
Потом шары попадают на участок внешней покраски, где их покрывают тем или иным цветом. А затем они попадают на самый интересный участок...

25. Здесь нельзя снимать, потому что это очень отвлекает работников и мешает им творить волшебство.
Но нам любезно разрешили

25. Здесь шары превращают в те красивые елочные игрушки, к которым мы привыкли.
Их здесь раскрашивают

26. Раскрашивание каждой елочной игрушки происходит вручную согласно шаблона-образца

27. Все ребята, которые работают в этой комнате, выпускники художественных училищ и школ. Ведь их задача сделать игрушки потрясающими

28. Рисуют они частями. Например, сначала на всю партию наносится белый снег, затем зеленая елка, затем домик, затем окно в домике и т.д.

29. Готовые игрушки на просушке

30. Здесь делают не только шары, но и различные трехмерные игрушки. Например, таких Фуши-Мыши. Их тоже выдувают, но внутри специальной формы.

31. Разукрашивание паровозика. Как по мне, шары красивее и наряднее

32. После того, как краска нанесена, ее закрепляют, посыпая различными материалами. Так создается эффект шершавого снега или объемных блесток

33. Представляете кропотливость работы?

34. Стенд с макет-шаблонами

35. Рабочее место художника

36. Наполовину готовые шары

37. Забавно выискивать среди баночек и флаконов различные необычные этикетки)

38. Разрисовывают игрушки акриловыми красками

39. Участок обрезки и упаковки. Здесь шарам делают обрезание - срезают лишнюю ножку

40. Ну а потом игрушки попадают в магазин.
В фирменном магазине на фабрике полный аншлаг

41. Кстати, дети могут пройти небольшой мастер-класс, где их научат разрисовывать игрушки.
Вот только попасть на него не просто - стоит огромная очередь

42. Это тебе не танчики на тетрадном листе рисовать)

43. Добавим снегу и - вуаля!

44. Финальное фото. Как же не запилить собственный лук.

За поездку спасибо Саше

Тест « УГЛЕВОДЫ»

1вариант

1. К углеводам относятся вещества с общей формулой

1) C x H y O z 2) C n (H 2 O) m 3) C n H 2n O 2 4) C n H 2n+2 O

2. Моносахариды, содержащие пять атомов углерода называются

3. Наиболее распространенный моносахарид гексоза

1) глюкоза 2) фруктоза 3) рибоза 4) сахароза

4. При полном гидролизе полисахаридов чаще всего образуется

1) фруктоза 2) глюкоза 3) рибоза 4) галактоза

5. Основная функция глюкозы в клетках животных и человека

1) запас питательных веществ 3) передача наследственной информации

2) строительный материал 4) источник энергии

6.

название «виноградный сахар», - это

7. По своему химическому строению глюкоза является

8. С аммиачным раствором оксида серебра глюкоза реагирует в виде

1) α-циклической формы 3) β-циклической формы

2) линейной (альдегидной) формы 4) смеси α- и β-циклических форм

9. Раствор ярко-синего цвета образуется при взаимодействии глюкозы с

1) Ag 2 О/ NH 3 2) Cu(OH) 2 3) H 2 / Ni 4) СН 3 СООН

10. При спиртовом брожении глюкозы образуется

11. Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей образует

коллоидный раствор (клейстер) - это

12. В клетках растений крахмал выполняет функцию

13.Содержание амилопектина в крахмале составляет

1) 10-20% 2) 30-40% 3) 50-60% 4) 80-90%

14. Конечным продуктом гидролиза крахмала является

1) мальтоза 2) фруктоза 3) глюкоза 4) галактоза

15. При полном окислении 1 моль крахмала выделяется C О 2 в количестве

1) 6 моль 2) 6 n моль 3) 12 моль 4) 12 n моль

16. Общая формула целлюлозы, с выделением свободных ОН-групп

1) [С 6 Н 7 О 2 (ОН) 3 ] n 2) [С 6 Н 8 О 3 (ОН) 2 ] n 3) [С 6 Н 9 О 4 (ОН)] n 4) [С 6 Н 6 О(ОН) 4 ] n

17. Чтобы отличить глюкозу от фруктозы, используют

1) H 2 /Ni 2) Ag 2 O/NH 3 3) C 2 H 5 OH/H + 4) CH 3 COOH

18. Продуктом восстановления глюкозы водородом на никелевом катализаторе

является

19. Определите вещество В в следующей схеме превращений:

Глюкоза А Б В

1) ацетат натрия 2) этаналь 3) этил ацетат 4) этилен

20. При молочнокислом брожении 160 г глюкозы получили молочную кислоту с

выходом 85%, Определите массу полученной молочной кислоты

1) 116 г 2) 126 г 3) 136 г 4) 146 г

Тест « УГЛЕВОДЫ»

2 вариант

1. К углеводам относится вещество

1) CH 2 O 2) C 2 H 4 O 2 3) C 5 H 10 O 5 4) C 6 H 6 O

2. Моносахариды, содержащие шесть атомов углерода, называются

1) гексозы 2) пентозы 3) тетрозы 4) триозы

3. К дисахаридам не относится

4. К полисахаридам не относится

1) крахмал 2) гликоген 3) целлюлоза 4) сахароза

5. РНК и ДНК, содержащие остатки рибозы и дезокси- рибозы, выполняют функцию

6. Бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, получившее

название «фруктовый сахар», - это

1) сахароза 2) глюкоза 3) фруктоза 4) крахмал

7. Изомер глюкозы - фруктоза - является

1) кислотой 2) сложным эфиром 3) альдегидоспиртом 4) кетоспиртом

8. Продуктом восстановления глюкозы водородом на никелевом катализаторе

является

1) глюконовая кислота 2) сорбит 3) молочная кислота 4) фруктоза

9. Максимальное число молекул уксусной кислоты, с которыми может прореагировать

глюкоза при образовании сложного эфира, равно

1) одной 2) двум 3) трем 4) пяти

10. При молочнокислом брожении глюкозы образуется

1) CH 3 COOH 2) C 2 H 5 OH 3) CH 3 CHOHCOOH 4) CH 3 CH 2 CH 2 COOH

11. Твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде

1) целлюлоза 2) сахароза 3) крахмал 4) мальтоза

12. В клетках растений целлюлоза выполняет функцию

1) передачи наследственной информации 3) строительную и конструкционную

2) запаса питательных веществ 4) катализатора биологических процессов

13. В горячей воде растворяется

1) амилоза 2) амилопектин 3) крахмал 4) целлюлоза

14. Общая формула целлюлозы, с выделением свободных OH -групп

1) [ C 6 H 7 O 2 (OH) 3 ] n 2) [ C 6 H 8 O 3 (OH) 2 ] n 3) [ C 6 H 9 O 4 (OH)] n 4) [ C 6 H 6 O(OH) 4 ] n

15. Взрывчатое вещество «пироксилин» - это

1) тринитроцеллюлоза 2) ди- и триацетилцеллюлоза

3) мононитроцеллюлоза 4) триацетилкрахмал

16. Общая формула полисахаридов, образованных глюкозой

1) (CH 2 O) n 2) (C 2 H 4 O 2) n 3) (C 6 H 10 O 5) n 4) (C 6 H 6 O) n

17. Молочный сахар - это дисахарид

1) сахароза 2) мальтоза 3) лактоза 4) галактоза

18.Продуктом окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра является

1) глюконовая кислота 2) сорбит 3) молочная кислота 4) фруктоза

целлюлоза А Б B

1) глюкоза 2) бутадиен-1,3 3) этилен 4) этанол

20. При взаимодействии 126 г глюкозы с избытком аммиачного раствора оксида

серебра получен металлический осадок массой 113,4 г. Определите выход продуктов

реакции в процентах.

1) 80 2) 75 3) 70 4) 60

Тест « УГЛЕВОДЫ»

3 вариант

    По способности углеводов гидролизоваться не выде ляют группу

1) моносахаридов 2) дисахаридов 3) трисахаридов 4) полисахаридов

2. Пентоза, входящая в состав РНК, называется

3. Пищевой сахар - это дисахарид

1) сахароза 2) мальтоза 3) лактоза 4) галактоза

4. Общая формула полисахаридов, образованных глюкозой

1) (CH 2 O) n 2) (C 6 H 12 O 6) n 3) (C 6 H 10 O 5) n 4) (C 6 H 6 O) n

5. Для растительных клеток целлюлоза выполняет функцию

1) запаса питательных веществ 3) передачи наследственной информации

2) строительного материала 4) источника энергии

6. Конечными продуктами окисления глюкозы в организме человека являются

1) СО 2 и Н 2 О 2) СО 2 и Н 2 3) СО 2 и Н 2 О 2 4) СО и Н 2 О

7. В растворе глюкоза существует в виде

1) одной циклической α-формы 3) двух линейных форм

2) двух циклических и одной линейной формы 4) одной линейной формы

8. Продуктом окисления глюкозы аммиачным раствором оксида серебра является

1) глюконовая кислота 2) сорбит 3) молочная кислота 4) фруктоза

9. Образование ярко-синего раствора в результате взаимодействия глюкозы с С u (ОН) 2

является доказательством наличия в молекуле глюкозы

1) альдегидной группы 3) кето-группы

2) двух и более гидроксогрупп 4) одной гидроксогруппы

10. При диабете в качестве заменителя сахара используется

11. Наибольшее количество крахмала (до 80%) содержится

1) картофеле 2) пшенице 3) рисе 4) кукурузе

12. Более короткие макромолекулы крахмала, имеющие линейную структуру,

называются

13. Крахмал - макромолекула, структурным звеном которой являются остатки

1) αβ-циклической формы глюкозы

14. В каждом структурном звене молекулы целлюлозы число свободных

гидроксогрупп равно:

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

15. При синтезе 0,5 моль крахмала в листьях растений выделяется кислород в

количестве

1) 6 моль 2) 6 n моль 3) 3 моль 4) 3 n моль

16. К углеводам относится вещество

1) СН 2 О 2) С 2 Н 4 О 2 3) С 5 Н 10 О 5 4) С 6 Н 6 О

17. Чтобы отличить крахмал от целлюлозы используют

1) Ag 2 О/ NH 3 2) раствор I 2 3) С u(ОН) 2 4) HN0 3

18. Продуктами взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди( II ) при нагревании

являются

1) сорбит и Cu 2 О 3) молочная кислота и Cu 2 О

2) глюконовая кислота и Cu 2 О 4) фруктоза и С u

19. Определите вещество В в следующей схеме превращений:

крахмал А Б В

1) глюкоза 2) этанол 3) этаналь 4) уксусная кислота

20. Глюкозу окислили аммиачным раствором оксида серебра, получив при этом 32,4 г

осадка. Определите массу шестиатомного спирта, который можно получить из того же

количества глюкозы, если выход продуктов реакции количественный.

1) 27, 3 г 2) 29,3 г 3) 31,3 г 4) 33,3 г

Тест « УГЛЕВОДЫ»

4 вариант

    Углеводы, которые не гидролизуются, называются

1) моносахаридами 2) дисахаридами 3) трисахаридами 4) полисахаридами

2. Пентоза, входящая в состав ДНК, называется

1) глюкоза 2) фруктоза 3) рибоза 4) дезоксирибоза

3. Солодовый сахар - это дисахарид

1) сахароза 2) мальтоза 3) лактоза 4) галактоза

4. В качестве эталона сладости используется сладкий вкус

1) фруктозы 2) глюкозы 3) сахарозы 4) галактозы

5. Крахмал, гликоген и сахароза выполняет функцию

1) запаса питательных веществ 3) передачи наследственной информации

2) строительного материала 4) источника энергии

6. Энергетическая потребность живых организмов в значительной степени

обеспечивается за счет окисления

1) сахарозы 2) глюкозы 3) фруктозы 4) рибозы

7. Из трех форм существования глюкозы в растворе, максимальное содержание (около

67%) приходится на

1) β-циклическую форму 3) линейную (альдегидную) форму

2) α-циклическую форму 4) смесь линейной и α-циклической форм

8. Продуктами взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди( II ) при нагревании

являются

1) сорбит и С u 2 О 3) молочная кислота и С u 2 О

2) глюконовая кислота и Cu 2 О 4) фруктоза и С u

9. Чтобы отличить глюкозу от фруктозы, используют

1) H 2 / Ni 2) Ag 2 О/ NH 3 3) С 2 Н 5 ОН/Н + 4) СН 3 СООН

10. При изготовлении зеркал и елочных игрушек используется

1) фруктоза 2) крахмал 3) глюкоза 4) сорбит

11. Наибольшее количество целлюлозы (до 95%) содержится в волокнах

1) древесины 2) хлопка 3) льна 4) конопли

12. Часть крахмала с растворённой структурой молекул называется

13. Целлюлоза - макромолекула, структурным звеном которой являются остатки

1) α-циклической формы глюкозы 3) β-циклической формы глюкозы

2) линейной формы глюкозы 4) линейной формы фруктозы

14. При образовании сложного эфира с молекулой целлюлозы может максимально

прореагировать

1) З n С 2 Н 5 ОН 2) 3 n СН 3 СООН 3) 2 n С 2 Н 5 ОН 4) 2 n СН 3 СООН

15. Искусственный шелк - это продукт переработки

1) тринитроцеллюлозы 3) мононитроцеллюлозы

2) ди- и триацетилцеллюлозы 4) триацетилкрахмала

16. К углеводам относятся вещества с общей формулой

1) Б В

1) сорбит 2) этанол 3) этаналь 4) уксусная кислота

20. Массовая доля целлюлозы в древесине составляет 50%. Какая масса спирта может

быть получена при гидролизе100кг древесных опилок и брожения полученной глюкозы,

если выход этанола в процессе брожения составляет 75%?

1) 15,3 кг 2) 17,3 кг 3) 19,3 кг 4) 21,3 кг

Ответы

1вариант

1) 2;

2) 2;

3) 1;

4) 2;

5) 4;

6) 2;

7) 3;

8) 2;

9) 2;

10) 2;

11) 3;

12) 2;

13) 4;

14) 3;

15) 2;

16) 1;

17) 2;

18) 2;

19) 1;

20) 3;

2вариант

1) 3;

2) 1;

3) 4;

4) 4;

5) 3;

6) 3;

7) 4;

8) 2;

9) 4;

10) 3;

11) 1;

12) 3;

13) 1;

14) 1;

15) 1;

16) 3;

17) 3;

18) 1;

19) 2;

20) 2;

3вариант

1) 3;

2) 3;

3) 1;

4) 3;

5) 2;

6) 1;

7) 2;

8) 1;

9) 2;

10) 4;

11) 3;

12) 2;

13) 1;

14) 3;

15) 4;

16) 3;

17) 2;

18) 2;

19) 3;

20) 1;

4вариант

1) 1;

2) 4;

3) 2;

4) 2;

5) 1;

6) 2;

7) 1;

8) 2;

9) 2;

10) 3;

11) 2;

12) 3;

13) 3;

14) 2;

15) 2;

16) 2;

17) 1;

18) 2;

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем наше заседание Клуба Веселых и Находчивых. Сегодня мы будем свидетелями баталий между командами «Вобла» и «SOS».

Команды выходят в зал под музыку и аплодисменты болельщиков.

Ведущий: Помогать нам в разрешении споров и оценивать предстоящие конкурсы будет уважаемое жюри: директор школы, завуч, учителя химии, физики, литературы, двое учащихся.

Итак, первый тур нашей встречи! Звучит гонг!

Конкурс «Приветствия»

Прошу капитанов команд подойти к столику жюри для жеребьевки.

Капитаны выбирают билеты с № 1 и № 2.

Приветствие команды « Sos »

Соревноваться рады с вами

Мы юмором, и смехом, и делами.

Мы вас приветствуем, друзья!

Без юмора и смеха жить нельзя!

Цель нашей встречи - шутка и общение,

Обмен весельем, взглядом, мненьем.

И выиграть, и проиграть мы рады.

Скрестим в игре, как шпаги, взгляды!

Приветствие команды «Вобла»

Как здесь много эрудитов,

Негде яблоку упасть.

Трудно будет победить нам,

Не ударим лицом в грязь.

Обращение команды « SOS » к болельщикам

Как много девушек хороших

Собралось здесь сейчас вокруг,

Но мысль одна меня тревожит:

Поддержат «SOS» они, мой друг?

В игре не будет нам покоя,

И надо сильным духом быть.

Любовь болельщиц беспокойных

Поможет выжить, победить!

Ведущий: Просим жюри подвести итоги первого тура соревнования «Приветствия».

Объявляются результаты, которые вывешиваются на табло.

Ведущий: Начинаем второй конкурс: «Расшифруй название команды». Слово предоставляется команде «Вобла».

Мы приняли «Воблу» в буквальном смысле,

А не в каком-нибудь инакомыслии,

И этой рыбешке мы посвящаем оду,

И нам, и вам, и всем в угоду.

Ода Вобле

В те давние, далекие года

Была ты королевой бала.

Теперь ты экспонатом стала,

В небытие уходишь навсегда.

Тебя едали часто, много, вкусно,

С картошечкой, с пивком, с капустой,

От голода простой народ спасала,

И вот теперь тебя почти не стало.

Чтоб не показывать тебя в музеях,

Как динозавров, вымерших зверей,

На радость бытия людей.

И вобле все кричали мы «SOS»,

И любим мы ее всерьез.

Спасем оставшихся - созданье

Природы-матушки своей,

Чтоб не ушла она в преданья,

Была кумиром для людей!

И хорошо, что мы назвали

Команду «Воблой» дорогой,

Торжественно ее признали

Живой, реальной, не мечтой.

Ведущий: Слово предоставляется команде «SOS».

«SOS» - краткое - спасите души,

Природа всем кричит давно.

Закрыть глаза, заткнуть уши,

И выжить - так не суждено...

Будем бить тревогу вместе,

Потому что все в ответе,

Как нам в новом веке жить,

Ведущий: Начинаем третий тур нашего состязания «Разминка».

Условия конкурса: каждая команда приготовила по три вопроса со своими ответами и задает, их по очереди друг другу. Время на обдумывание 30 секунд. Жюри оценивает скорость, правильность и оригинальность ответов.

Варианты вопросов и ответов для учащихся 10-х классов

1. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? - Оксид кальция (СаО) - негашеную известь.

2. Какая кислота всегда находится в желудке человека, а при недостатке ее пьют как лекарство? - Соляная кислота (НСL).

3. Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав. - «Царскую водку». Это смесь концентрированных азотной и соляной кислот всоотношении 1:3.

4. Какое влияние оказывает хлороформ на организм человека? - По характеру действия хлороформ - наркотик. Он вызывает дерматиты, экземы, желудочно-кишечные расстройства. Небольшое отравление сопровождается рвотой, болями в желудке.

5. Для чего умные хозяйки при хранении картофеля в подвале кладут к ним несколько спелых яблок? - Зрелые плоды яблок выделяют газ этилен, который вызывает торможение ростовых процессов. Клубни картофеля дольше сохраняются и не прорастают.

6. Почему нельзя делать «домики» для птиц из пластмассы? - В отличие от дерева, пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц.

7. Что является источником антропогенного метана? Какое влияние он оказывает на атмосферу Земли? - Таким источником являются рисовые поля, животноводческие фермы, угольные шахты и мусорные свалки. Антропогенный метан, поглощая инфракрасное излучение земной поверхности, усиливает парниковый эффект.

8. Выброс каких продуктов сгорания производят теплоэлектростанции, работающие на каменном угле? Как они влияют на атмосферу? - Продуктами сгорания являются СО2, СО, 5О2, зола и т. д., они усиливают парниковый эффект.

Вопросы и ответы Для учащихся 11-х классов

1. Какая мука несъедобна? - Несъедобная мука, но дающая хлеб, это минеральные удобрения. Это - костяная, фосфоритная, апатичная мука.

2. Какая связь между свеклой и пирожным? - В обоих продуктах есть сахар.

3. Какой сахар не едят? - Свинцовый сахар, т. е. ацетат свинца, сладковатый на вкус, но он ядовит.

4. Какое масло называют прованским и почему? -Лучший сорт оливкового масла (прозрачное, душистое, застывающее при -60°С, прованское масло названо по имени провинции Прованс на юге Франции).

5. Почему разрушаются бетонные траншеи, по которым осуществляется сток отходов жирокомбинатов? - Сток отходов жирокомбинатов всегда содержит жирные кислоты, которые образуют с известью цемента кальциевое мыло, вследствие чего цемент разрушается и связь между зернами бетона нарушается.

6. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками? - Так как глюкоза содержит альдегидную группу, то она с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию «серебряного зеркала», в результате реакции выделяется тонкий слой серебра, которым покрывают елочные игрушки.

7. В 1845 году немецкий химик Христиан. Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислоты. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и...фартука не стало. Почему взорвался фартук? - Нити хлопчатобумажной ткани сделаны из целлюлозы, в состав элементарного звена мономера которой входят три групп ОН (гидроксогруппы). Под действием кислот происходит реакция нитрования с образованием нитроклетчатки (пироксилина), которая взрывается с выделением тепла и газов.







2024 © vadimavva.ru.