Конспект урока "склонение имен существительных". Открытый урок по русскому языку


Тема урока. Склонение имен существительных.

Цели урока:

Образовательная:

знакомство с понятием « склонение имен существительных»,

отработка умения определять склонение существительного;

формирование навыков правописания и самоконтроля.

Воспитательная:

привитие детям любви к родному языку.

Развивающая:

расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами;

развитие речи, мышления, познавательных интересов.

Этапы урока:

    Сообщение темы урока…………………………………………………1

    Словарная работа………………………………………………………..1

    Работа над новым материалом…………………………………………2

    Физкультминутка………………………………………………………..3

    Закрепление……………………………………………………………………..3

    Дифференцированная работа……………………………………………4

    Домашнее задание……………………………………………………….4

    Итог урока………………………………………………………………..4

Оборудование:

Рабочие тетради «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок» автор М.И.Кузнецова.

Компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I .Сообщение темы урока (используется слайд 1).

II . Словарная работа

    Словарный взаимодиктант.

Первый и второй ряд работают по вариантам, третий ряд (учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке) выполняет задание в тетради «Учусь писать без ошибок» под руководством учителя. По одному ученику от каждого ряда работают у доски.

I вариант II вариант

тетрадка берег

кружка клад

игрушка парус

шубка поход

дорожка улов

тропка пирог

(Учащиеся первого варианта диктуют слова второму, затем учащиеся второго варианта диктуют слова первому. После этого меняются тетрадями и проверяют работы, исправляя ошибки зеленой пастой.)

Какое правило вспоминали, записывая слова?

(Правописание парных согласных на конце и в середине слова)

Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?

— Что общего в словах первого столбика?

(Это имена существительные, единственного числа, женского рода, с парной согласной в середине слова, начинаются на согласную, окончание –а, основа состоит из корня и суффикса).

2.Изучение правописания новых слов.

Запишите в словарик слова шампунь, картофель.

Эти же слова запишите в тетрадь, выделите орфограммы.

Важно запомнить не только написание этих слов, но и их род.

Какого рода эти существительные? (Относятся к существительным мужского рода).

Придумайте с каждым из слов предложение.

— Наиболее удачные предложения записываются под диктовку в тетрадь.

— В каком падеже стоят существительные в этих предложениях?

Какие окончания имеют?

— Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

III .Работа над новым материалом.

Существительные при изменении по падежам могут иметь окончания как в первом столбике (розовый фон), либо как во втором (зеленый фон), либо как в третьем столбике таблицы (голубой фон).

— Какие окончания у существительных первого столбика? Второго? Третьего?

Пользуясь таблицей, запишите слова в три столбика в зависимости от того, как изменяются их падежные окончания.

окно, дядя, лошадь, конь, сосна, цепь, поле

Каждое слово учащиеся сначала устно изменяют по падежам и определяют набор окончаний, свойственных этому слову; затем в тетради записывают это слово в один из трех столбиков.

Образец выполненной работы

дядя (м.р.) окно (с.р.) лошадь (ж.р.)

сосна (ж.р.) конь (м.р.) цепь (ж.р.)

поле (с.р.)

Какого рода существительные первого столбика? Второго? Третьего? Какие окончания?

В зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на три большие группы – три склонения.

Чтение статьи учебника (с. 26.) хорошо читающими учащимися.

IV .Физкультминутка «Класс». По команде «Класс» дети повторяют движения за учителем. Без этой команды движения не повторяются.

V . Закрепление .

1.-Какие существительные относятся к первому склонению?

Упражнение 1. (с. 26)- выбор имен существительных первого склонения. Выполняется письменно в парах.

2.-Какие существительные относятся к первому склонению, какие – ко второму?

Упражнение 2. (с. 27) – различение имен существительных первого и второго склонений. Выполняется письменно фронтально.

3. Какие существительные относятся к третьему склонению?

Упражнение 3 – поиск имен существительных третьего склонения. Выполняется письменно фронтально.

— Саша записал слова в две группы: 1) слова 2 – го склонения; 2) слова 3 – го склонения.

Проверьте, нет ли ошибок в его работе.

    конь, зверь, огонь, часть, медведь, пень, шинель, картофель

    лошадь, скорость, боль, мысль, шампунь, лень, обувь, июль

Запишите слова по группам.

— Сколько слов будет записано в первую группу? Во вторую?

VI .Дифференцированная работа

1. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют под контролем учителя следующее задание:


2.Сильные учащиеся выполняют упражнение 5 (с.28), а затем самостоятельно работают со словами на слайде.

VII . Домашнее задание .

Списать в тетрадь предложения упражнения 3 учебника.

По выбору:

1) Определить падеж встретившихся в предложениях имен существительных.

    Одно из предложений разобрать по членам предложения.

VIII . Итог урока.

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Какое задание показалось трудным?

— Как же определить склонение имен существительных?

IX Рефлексия.

Обозначь свое настроение

Открытый урок по русскому языку.

Тема: «Склонение имен существительных (урок-обобщение)».

1. Ф.И.О.(полностью): Бородина Татьяна Юрьевна

2. Место проведения:ГБОУ ООШ №28

3.Дата проведения:19.11.2015г.

4. Должность: учитель начальных классов

5. Предмет: русский язык

6. Класс : 4

7. Тема: « Склонение имён существительных»

8. Базовый учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс» (1 часть)

9. Тип урока: урок-обобщение

10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

11. Цели:

    Обобщение знаний о падежах имён существительных;

    Совершенствование умений определять падеж имён существительных.

Предметные УУД:

    1. Умение различать падежи по их признакам;

  1. Определение роли имен существительных в предложении;

Личностные УУД:

    1. Развитие творческой деятельности.

      Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении письменных работ.

Регулятивные УУД:

      1. Умение ставить цели, задачи, достигать их.

        Развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

Коммуникативные УУД:

1. Умение работать в паре.

2. Развивать речь учащихся

12. Оборудование и реквизиты:

    Компьютер;

    ЭОР ( , интерактивные задания)

    Экран;

    Проектор;

    Карточки с названием падежей;

    Индивидуальные задания;

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.


Записали число, классная работа.

2. Каллиграфическая минутка

У: Ребята, скажите, с чего у нас обычно начинается урок?

Д: С каллиграфической минутки. Мы будем писать букву Е е , так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е , строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

Запишем цепочку в предложенной последовательности.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

3. Постановка целей и задач урока


- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (ЭОР № 4, слайд 2) .

Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.

Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Так, какая же тема нашего урока? (ЭОР № 4, слайд 3)

Д: «Склонение имен существительных. Урок-обобщение»

У: Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (ЭОР № 4, слайд 4)

    Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;

    Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;

    Повторить окончания имён существительных в данном падеже;

    Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;

    Развивать навыки грамотного письма.

4. Теоретическая работа
- Итак, что же такое склонение?

Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. (ЭОР № 4, слайд 5)

Склонение какой части речи мы с вами определяем, давайте еще раз вспомним?

(ЭОР №1. Интерактивное задание на нахождении ошибки в определении имени существительного).

Молодцы ребята. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Сколько склонений в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 6)

Д. - В русском языке 3 склонения. (ЭОР № 4, слайд 7), 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика);
2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.
(Например: урок, утро) ; 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

Выполним с вами задание на определение склонения имен существительных.

(ЭОР № 2. Интерактивное задание на определение склонения имен существительных)

- Сколько падежей в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 8)

Д. – У слова есть шесть падежей.

У.- Давайте запишем их с вопросами и со словами – помощниками в свои тетради.
(щелчки после каждой строчки)

Именительный (есть) кто? что?
Родительный
(нет) кого? чего?
Дательный
(дам) кому? чему?
Винительный
(вижу) кого? что?
Творительный
(доволен) кем? чем?

Предложный (думаю) о ком? о чём?

Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями и проверяем правильность написания падежей и их вопросов.

Хорошо, справились с заданием.

(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах в специально подготовленных костюмах и шапках с названиями падежей) (ЭОР № 4, слайд 9)

1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (ЭОР № 4, слайд 10)

2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу . (ЭОР № 4, слайд 11)

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (ЭОР № 4, слайд 12)

6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

5. Физкульт.минутка

6. Закрепление пройденного материала

От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (ЭОР № 4, слайд 13)

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. 5.

7. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (ЭОР № 4, слайд 14)

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

Бр…дил по л…су,

ч…десная п…года,

прячутся под б…рёзами,

всп…минали о лете.

    Прол…тала над лесом,

    был на …кскурсии,

    вырастают из гр…бницы,

    шли по тр…пинке.

Ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации

Интерактивное задание

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Инновацион-ные учебные материалы

Фрагмент

Презентация: «Склонение имен существительных»,

19 слайдов

Инновацион-ные учебные материалы

Русский язык 5-а класс

Урок№84 20.01.2017

Тема урока: Склонение имен существительных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: углубить и расширить представление о типах склонения имен существительных, развивать умение определять тип склонения для правильного употребления форм имен существительных в речи

Технологии урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного состава, групповая, индивидуальная работа

Опорные понятия: постоянные и непостоянные морфологические признаки имен существительных.

Основное понятие: склонение

Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын»

Задачи:

    уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;

    определять тип склонения;

    применять данные знания и умения в речи письменной и устной;

    развивать умение самоконтроля и самооценки.

    Прогнозируемые р езультаты:

Предметные

    понимать, что такое склонение

    знать морфологические признаки, от которых зависит тип склонения;

    уметь определять тип склонения

    составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией

Метопредметные:

регулятивные

    осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.

    осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

познавательные

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

    продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

    осуществлять целеполагание;

    стремиться к личностному самоопределению;

    стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.

    Воспитание устойчивого интереса к родному языку

Ход урока

1. Диагностико-мотивационный этап (проверка ранее изученного)

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения»

* 1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей. *ДА

2) В русском языке 5 падежей. *НЕТ

А сколько? Назовите их.

ШЕСТЬ. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

3) Имя существительное изменяется по родам? *ДА»

Назовите рода имен существительных.

(Женский, мужской, средний.)

4) У имени существительного четыре постоянных признака. *ДА

Назовите их.

Одушевлённые-неодушевлённые, собственные – нарицательные, род, склонение.

5) В русском языке три основных типа склонения? *ДА

2. Актуализация знаний.

Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы разрешим все возникшие вопросы

ЭПИГРАФ.

«Не для школы, но для жизни

Учимся мы» Сенека

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа

3.Самостоятельная работа

Задание: Подчеркните окончание в именах существительных

Яблоня

Машина

Пуля

Ваня

Дедушка

Зайчишка

Дом

Дружок

Пень

Яблоко

Сердце

Небо

Тишь

Оттепель

Площадь

Дочь

Полночь

Мышь

Задание: Подчеркнуть окончание в словах

5. Целеполагание.

Вижу, что некоторые ошиблись. Какие же вопросы у вас возникли?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные?)

От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово и от склонения, к которому оно относится)..

Итак, назовите проблему , которую мы должны решить.

Правильное написание падежных окончаний существительных

А что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Знать склонение и падежные окончания имён существительных)

- Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?

(Вспомнить склонения существительных….

Определение склонений имён существительных

ПРАВИЛЬНО!!! Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

- Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

-Скажите, а для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)

Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.

Вспомните из уроков литературы пословицы и поговорки, подтверждающие наш вывод:

Красна птица пером, а речь - словом.

Хорошие речи и приятно слушать.

С умным разговориться, что меду напиться.

6. Повторение изученного материала.

    Беседа.

Спасибо! Вернёмся к теме нашего урока… А кто вспомнит, ЧТО такое СКЛОНЕНИЕ?

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением .

2). Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 17 параграф 39. Прочитайте правило в рамке

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного. 3). Составление алгоритма.

Алгоритм определения склонения(презентация).

1). Поставить существительное в начальную форму.

2). Определить род.

3). Выделить окончание.

- мужской – на - а, - я, женский – на - а, - я --- 1 склонение

- мужской – на согласный, средний – на – о, - е --- 2 склонение

- женский – на согласный с Ь на конце --- 3 склонение

Запишите его в тетрадь

4 Контрольно-диагностический этап.

УПРАЖНЕНИЕ.

*Солов ей – м.р., 2 скл.

*Соловушк а – м.р., 1 скл.

*Площадь – ж.р., 3 скл.

*Площадк а – ж.р., 1 скл.

*Сетк а – ж.р., 1 скл.

*Сеть – ж.р., 3 ск .

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(Определение склонений имён существительных)

Удалось ли справиться с поставленной на уроке целью?

Что не удалось сделать на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Что нужно повторить? В чём ещё разобраться?

(Повторить падежные окончания, особенно родительный, дательный и предложный)

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание стр16-17,правило; упр290

УРОК ОКОНЧЕН! ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!

Конспект урока
по теме: «Склонение имён существительных»

1. Ф.И.О. Оскреткова Э.И.

2. Класс 4В

3. Тема: «Склонение имён существительных»

4. Тип урока: урок новых знаний

5. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

6. Необходимое оборудование: дидактический материал.

Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.

Задачи:

обучающи е:

  • формировать представление о склонении имён существительных;
  • учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
  • склонять имена существительные;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • чувство взаимопомощи;
  • аккуратность при выполнении письменных работ.

предметные:

  • умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
  • первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
  • умение изменять имена существительные по падежам;

метапредметные:

  • умение формулировать цели своей деятельности;
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

личностные:

  • коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.

Запишите без ошибок.

2. Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

П. года, п. нал, п. льто, п. сок, п. суда, с.бака, пш. ница.

Какие же буквы будем писать?

А, о, е.

3. Словарная работа .

Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

Все они словарные и являются именами существительными.

Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

Собака – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

Составим предложение с данным словом.

Например: Во дворе гуляет злая собака

Найдем грамматическую основу. Определим части речи.

4. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

Какой раздел русского языка мы изучаем?

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

Какие слова называются именами существительными?

Какими бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на карточках:

Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

(?) друг

(?)друга

(?)другу

(?) друга

(?)другом

(?) о друге

Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг кого? друга

Кого? друга кем? другом

Кому? другу о ком? о друге

Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою форму?

Чтобы правильно употребляться в речи.

Такое изменение формы имени существительного называется склонением или изменением по падежам. Так какая же тема нашего урока?

«Склонение имён существительных».

Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

4. Изучение нового материала.

Слово «сосна» в упражнении 6 раз изменила свое окончание.

В русском языке 6 падежей и каждый имеет свое название:

1.Именительный

2.Родительный

3.Дательный

4.Винительный

5.Творительный

6.Предложный

В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать грамотно, красиво.

Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Сейчас вы послушаете стихи, в которых каждый падеж рассказывает о себе. И в этих стихах прозвучат вопросы, на которые отвечают существительные в том или ином падеже.

У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких друзей.


Именительный. Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный. Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный. Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, кукле? Или Вите?
… Лучше я себе возьму...
.
Винительный. Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный. Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный. Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Даше, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
.
Зато теперь все падежи
Я заучил напамять.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"

Класс: 4

Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный средствами субъективизации (учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 4 класс, часть 1). Напомню, что субъективизация – это включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта обучения. Это отражено и в новых стандартах, по которым обучаются учащиеся начальной школы.

Ход урока

Урок начинается с мобилизующего этапа. Он в данном случае представляет собой логическое упражнение.

Учитель: Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Определите, о чём поведал каждый из мальчиков?

Дети повторяют текст упражнения по памяти и доказывают правильность своих суждений.

Ученик: Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Значит, Егор рассказывал о доброте, Саша о скромности, а Роман о зависти.

Учитель: Подумайте, слова какой части речи преобладают в тексте логического упражнения?

Ученик: В тексте логического упражнения больше всего имен существительных.

Учитель: Расскажите, что такое имя существительное?

Ученик: Имя существительное – это часть речи. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Учитель: Назовите грамматические признаки имени существительного

Ученик: Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное. Имена существительные бывают мужского, среднего и женского родов. Имена существительные изменяются по числам, они бывают в единственном и во множествен ном числе. Имя существительное изменяется по падежам. В русском языке шесть падежейУчащиеся не просто называют грамматические признаки имени существительного, но и подтверждают свои ответы примерами.

Учитель: Как иначе можно назвать изменение имен существительных по падежам?

Ученик: Изменение имен существительных по падежам называется склонением.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока, опираясь на мой последний вопрос и ваш ответ на него. Обратите внимание, что в названии темы урока три слова.

Ученик: Я думаю, что тема сегодняшнего урока “Склонение имён существительных”

Учитель: Отталкиваясь от темы, используя опорные слова. Поставьте перед собой цель урока:

На доске слова:

повторить …
узнать …

Ученик: Сегодня на уроке мы должны повторить, что знаем об имени существительном и узнать о склонении имен существительных.

II.Актуализация знаний, постановка проблемного вопросы.

Учитель: Начиная работу над темой урока, давайте еще раз вспомним, что такое склонение?

(Учащиеся формулируют правило)

Учитель: Определите падеж имен существительных из текста логического упражнения, которые обозначают черты характера человека.

Ученик: Поведали (о чем?) о доброте, о зависти, о скромности. Эти существительные стоят в Предложном падеже.

Учитель: Запишите названное словосочетание в тетрадь, выделите окончания имен существительных. Одинаковое или разное окончание имеют записанные имена существительные в Предложном падеже? Подумайте, почему?

(Учащиеся высказывают свои предположения или молчат. Так как не знают ответа)

Учитель: Ответ на этот вопрос вы найдете в течении урока. А сейчас продолжим нашу работу.

III. Работа над новым материалом

На доске запись (слова записаны на карточках):

Красота, героизм, смелость, папа, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, дядя, честность

Учитель: Прочитайте слова на доске и подумайте. Что их объединяет?

Ученик: Эти слова являются именами существительными в единственном числе, в Именительном падеже.

Учитель: Назовите существительные женского рода с окончанием -а , -я .

(Учащиеся называют, а учитель передвигает карточки со словами, объединяя их в группы по склонениям.)

Учитель: Назовите существительные мужского рода с окончанием -а , . Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. Назовите в них окончания. Определите род и назовите окончание у оставшихся имен существительных. По каким признакам мы группировали имена существительные?

Ученик: Имена существительные мы группировали по роду и окончанию.

Учитель: С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1.2, 3 склонения.

В ходе работы описанной выше, на доске появляется запись.

Учитель: Существительные какого рода и с каким окончанием относятся к первому склонению? Какие существительные относятся ко второму склонению? Какие существительные относятся к третьему склонению? Как определить склонение имен существительных в И.п. ед. числа? Подумайте, как определить склонение имен существительных в другом падеже, кроме И.п.? Обобщите наши рассуждения по плану, который вам дан на карточках. Работая в парах, составьте связный рассказ из ответов на поставленные вопросы.

Учитель: Вспомните текст логического упражнения и назовите имена существительные, которые можно отнести к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?

Ученик: К 1 склонению мы отнесем имена существительные из логического упражнения: беседа – ж.р., окончание ; Саша – м.р., окончание ; доброта – ж.р. ,окончание ;

Аналогично строится ответ и о существительных 2 и 3 склонения.

Учитель: Так почему имена существительные, которые вы записали в тетрадь в Предложном падеже имеют разные окончания?

Ученик: Эти имена существительные разного склонения. Доброта – это существительное 1-го склонения, а скромность и зависть – 3-го склонения. Поэтому в Предложном падеже они имеют разные окончания.

IV. Закрепление изученного материала

На доске: (можно на карточках или на слайде)

* Героизм, терпение, удача
* Отзывчивость, легкомыслие, равнодушие
* Похвальба, человек, правда
* Глупость, сила, вежливость

Учитель: Прочитайте цепочки, запишите их, исключив лишнее слово в каждой по нескольким признакам одновременно.

(Учащиеся выполняют работу с комментированием в тетради.)

Учитель: Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

(2–3 ученика формулируют правило, используя ранее составленную схему на доске)

Учитель: Назовите орфограмму, которая в записанных словах встречается один раз.

Ученик: Один раз встречается орфограмма – парная согласная по звонкости-глухости в корне слова легкомыслие.

Учитель: Вспомните текст логического упражнения. в нем вы найдете новое словарное слово.

Это имя существительное. В нем 3 слога, 6 букв. Из них 3 гласных и 3 согласных. Ударение падает на второй слог.

(Оно обозначает в тексте логического упражнения, что вели мальчики)

Учащиеся называют слово, доказывают обоснованность своего выбора.

Учитель: Объясните лексическое значение слова беседа.

Объясните орфографическое написание слова беседа (карточка со словом прикрепляется на доску ).

Назовите грамматические признаки слова беседа.

Ученик: Это имя существительное. Неодушевленное, нарицательное, женского рода. в ед.числе, в И.п., 1 склонения.

На доске (можно на слайде):

Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
В умной беседе быть мудрость прикупить.
Хорошая беседа не хуже обеда.

Учитель: Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Запишите ту. в которой нет существительных 2-го и 3-го склонения. Разберите ее по частям речи. Найдите в записанной пословице слово, в корне и суффиксе которого одинаковое количество букв, но разное количество звуков. Объясните почему?

V. Итог урока

Учитель: Подумайте. о чём вели беседу мальчики из логического упражнения? Посмотрите на слова, которые помогли нам изучить новый материал (схема на доске ). Какие из них вы смогли бы выделить и почему? Подберите к существительному папа слова, которые бы отражали положительные черты характера мужчины, главы семьи.

Учитель: О чем говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?

Какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению к 3 склонению?

Урок подошел к концу. Прикрепите смайлик около одного из слов, расположенных на доске, которое обозначает черту характера особенно важную для вас у вашего друга.

Урок был очень интересным для детей, воспитывающим. На душе учителя была радость и удовлетворение. А на лицах детей – улыбки.







2024 © vadimavva.ru.